» » » Достойный противник

Достойный противник

Парадокс, но этот мотив "достойного противника" можно отыскать в еще одном кинохите нынешнего сезона - в фильме Квентина Тарантино "Убить Билла". Стоит только вспомнить финальную "самурайскую" битву героини Умы Турман с героиней Люси Лиу. Когда две красивые женщины, отставив обоюдную ненависть, идут убивать друг друга под испанскую музыку. Потому как это не драка, а изощренный ритуальный танец. И сожаление, едва не со слезами, в глазах этих воинственных дам - не оттого, что нужно прощаться с жизнью, а потому, что сейчас, через минуту, придется уничтожить достойного соперника. Распрощаться с ним навсегда. И это сегодня - в период самых, кажется, нечистоплотных войн в мировой истории!
Достойный противник

Достойный противник

Парадокс, но этот мотив "достойного противника" можно отыскать в еще одном кинохите нынешнего сезона - в фильме Квентина Тарантино "Убить Билла". Стоит только вспомнить финальную "самурайскую" битву героини Умы Турман с героиней Люси Лиу. Когда две красивые женщины, отставив обоюдную ненависть, идут убивать друг друга под испанскую музыку. Потому как это не драка, а изощренный ритуальный танец. И сожаление, едва не со слезами, в глазах этих воинственных дам - не оттого, что нужно прощаться с жизнью, а потому, что сейчас, через минуту, придется уничтожить достойного соперника. Распрощаться с ним навсегда. И это сегодня - в период самых, кажется, нечистоплотных войн в мировой истории!

В "Последнем самурае" соперники предпочитают сражаться рука об руку, благо никакой мести между ними не стоит. Маленький, грязный, сильно пьющий и истерзанный демонами персонаж Тома Круза просыпается однажды утром, надевает чистейшее, до хруста отглаженное кимоно, и начинает свою школу благородства, душевной чистоплотности. Среди красивых людей с прямыми спинами и волевыми лицами этот рефлексирующий убийца зарабатывает себе право быть достойным соперником, и добивается большего - становится достойным соратником. Он получает свободу громко произносить вслух, не всуе, слова "честь" и "долг".

"Последний самурай" - кино не философское, оно даже не содержит такой претензии. Эта картина доходчиво, в полных красках и звуках повествует о том, что избавиться от рефлексий и ночных кошмаров можно только лишь путем обретения достоинства. И если в родной стране Америке источников для этого не найти, - пора обратить взоры в ту сторону, где это в природе вещей.

Том Круз очень ответственно и поступательно показывает душевную трансформацию своего героя, этот путь от хаоса внутри себя до покоя, доставшегося тяжело и сопряженного поэтому с тоской навеки. Последняя часть фильма посвящена умиранию тех, кто вокруг него. Каждая из этих смертей - шедевр героики. Эти странные люди несутся к смерти фантастически красиво, "на разрыв", так по-актерски честно, что мурашки по коже и ком в горле.